пятница, 23 августа 2013 г.

Отпуск пчеловода

В 2013 году ваш покорный слуга, а по совместительству автор данного блога решил отправиться во Францию, в целом, чтобы отдохнуть, но и посмотреть страну. Ну и как бывает часто у людей интересующихся чем-то страстно, на глаза всегда кстати попадается именно то, о чем думаешь. В моем случае - это пчелы и мед. Маршрут для поездки я выбрал свободный: Из Парижа в Бордо, ну а дальше вдоль Атлантического побережья Франции (Аквитании) до границы с Испанией. Поездка вышла весьма познавательная в культурном плане, но и удалось полежать на пляжах и покупаться вдоволь. Поездка, как я уже заметил, была свободная - это значит, что я не заказывал заранее ни одного отеля и даже не брал с собой кредитную карту (что я вам делать все-таки не советую), перемещался на поезде, приходил в любой отель и спрашивал, есть ли у них свободные комнаты; питался в многочисленных недорогих и дорогих кафе и ресторанах. Если вы захотите поехать во Францию, учтите, что интернета в стране практически нет: ни в поездах ТЖВ, ни в трамваях, ни в аэропорте, его нет и в большинстве кафе, а в макдональдсе пароль к сети пишется на чеке...Но все по порядку.
Учитывая открытость мира, и то, что Париж увидеть для нас - граждан России - это отпускная обыденность (цена авиаперелета ниже, чем до Хабаровска), немногие туристы однако видят все то многообразие данного города, останавливаясь на стандартных достопримечательностях. Переходя к непосредственной теме блога, скажу, что каждый пчеловод, посещая Париж, в каждой достопримечательности увидит что-то свое: на здании парижской оперы расположены когда-то первые в центре города ульи, в бизнес-центре на небоскребах Дефанса тоже летают пчелы. Заходя в Люксембургский сад пчеловод смотрит не только на фонтаны, лужайки, игру в петанк, он сразу направляется к первой учебной пасеке во Франции.
Подробно о центральном обществе пчеловодов вы можете узнать на сайте по этой ссылке.
Российский пчеловод особенно изумится тому, что в супероживленном месте без высокой ограды могут спокойно, и, никому не мешая, летать пчелы. Не просто летать, а жужжать.
 Хорошо видно, что посетители сада гуляют совсем недалеко от ульев
 Склад ульев выглядит так.
Ульи из Люксембургского сада трудно спутать
В Люксембургском же саду находится сад плодовых деревьев, что безусловно будет интересно любому садоводу.
Что касается меня, я так и не понял назначение данных белых мешков, в которых спрятаны плоды груш и яблонь.
Приехав во Францию, я в первую очередь искал тот "французский" мед, что продается у нас в магазинах, наверняка вы его видели - lune de miel. И посетив десяток супермаркетов, я все-таки нашел его всего в одном. В остальных же, независимо был ли это Париж или маленький Аркашон, крупный суперсаркет или  маленький продуктовый бутик - везде продавался местный мед. Так, например, в Бордо - мед Аквитании
в Байонне и Сен-Жан-Де-Люзе - мед с Пиренеев.

Что же еще лучше может демонстрировать поддержку местных и средних производителей?!
Я вообще не очень люблю Францию, но надо сказать, что Франция очень разная, и что мне больше всего в ней нравится, так это огромный выбор продуктов питания от мелких ремесленников-частных производителей. И эти продукты продаются на только на рынках, как у нас, но и в крупных магазинах.
Колбасы на рынке в Бордо
Ветчина на рынке в Бордо
Морепродукты бассейна Аркашона
Баскские сыры на рынке в Байонне
А так как таких мелких производителей очень много, то и качество и разнообразие вкусов поражает. В Бордо вы можете попробовать вина прямо на частной винодельнях у фермера, который не только не боится показать, как и что он производит, но и гордится своей работой, в Аркашоне (заявленном как мировая столица устриц) вы отведаете устриц и морских улиток прямо там, где их выловили,
и, наконец, в Пиренеях - в стране басков вы попробуете горного меда, ветчины и колбасы, приготовленной с помощью приправ, выращенных по соседству, ну и натуральных консервов.
А вы готовы показать всем, как вы работаете на пасеке? - это вопрос для вашего собственного размышления о направлении, куда стоит или не стоит развиваться.
Останавлюсь подробнее на Стране басков. Пчеловодство и мед неразрывно связаны с культурой и историей баскского народа. В музее басков в г.Байонна я нашел вот такую небольшую инсталляцию, сопровождавшуюся записью жужжания пчел:
Табличке к инсталляции: 
 но больше мое внимание привлекли вот эти таблички:
Траурное обращение к пчелам: "Приветствую вас, дорогие пчелы, приветствую знатную королеву
Печальная весть для вас: ваш хозяин-пчеловод скончался
Впредь же стараться для вас буду я,
И для вас тот воск, что вы умершему должны" (...)
баскская песня-сообщение пчелам о смерти хозяина
"До середины 20 века в деревнях соседи играют главную роль в традициях погребения усопших. О смерти сообщают пчелам и первому соседу. Последний вместе с супругой берет на себя все заботы по организации похорон и по ведению домашнего хозяйства, он приносит из церкви приходской крест и устанавливает его в комнате умершего, он сообщает другим членам семьи о смерти".
Там же в Байонне в одном из проспектов я увидел магазин-музей местного пчеловода. К сожалению, хозяина магазина не было, а именно он и его супруга проводят экскурсии по магазину, поэтому мне ничего не удалось узнать у работника, который мне не смог ответить даже на вопрос (это было в начале июля): был ли мед весеннего сбора или прошлого года, и какой мед в Пиренеях самый особенный.
Вход в магазин расположен прямо на набережной реки Нив
В магазине - старые медогонки и пресса для воска и меда
магазин небольшой
Мыло с воском и медом
Особенно мне понравились медовые леденцы вот в такой упаковке
Старые европейские колоды (скепы), сделанные из соломы или лозы, скрепленной глиной
Старые дымари
Пыльца также в фирменной баночной упаковке. Ничего сложного!
Свечи из пчелиного воска
В итоге я спросил, греют ли они мед, и не стал далее над продавцом издеваться. Магазин же мне очень понравился, если будете в Байонне - не сомневайтесь: мед у них настоящий.
Вот так мы провели отпуск пчеловода в этом году. Надеюсь, мой небольшой очерк будет вам немного полезен, если и вы соберетесь во Францию, что, кстати, не намного дороже, чем поездка в Египет, а культурно намного богаче...

4 комментария:

  1. Первый раз слышу что июль отпускной для пчеловодов. Ну может быть для тех у кого по 5-10 семей,то да!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Для пчеловодов профессиональных отпуска вообще в жизни нет: летом на пасеке, осенью - в зиму готовятся, зимой- делают рамки, весной - пчел кормят и выставляют. Короче, вся жизнь - работа, как у пчелки. ;-)

      Удалить
  2. Как делают медовые леденцы и мыло с воском и медом?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. рецепт медовых леденцов мне пока неизвестен, а в мыло же не трудно добавить воск, прополис и мед:) Хотя может есть специалисты по мыловарению, которые подскажут

      Удалить

Популярные сообщения